Дороги Магии
Дороги Магии
Доброго времени суток, путник!

Мы рады вас приветствовать на форуме "Дороги Магии"!

К сожалению, гостям видны не все материалы нашего форума "Дороги Магии".
Поэтому предлагаем зарегистрироваться, после этого вам станут доступны скрытые разделы форума.

Для полноценного использования форума войдите в профиль пользователя или зарегистрируйтесь.

Rekwaz/Requalivahanus

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Rekwaz/Requalivahanus Empty Rekwaz/Requalivahanus

Сообщение автор NeMeZiDa Вт 23 Окт 2018, 16:15

Rekwaz/Requalivahanus
Requalivahanus — имя или прозвище мужского германского (хотя не исключено, что и кельстского) божества. Известна лишь одна латинская надпись на каменном алтаре, обнаруженная в 1883 г. в Блацхейме (Blatzheim, примерно в 25 км от Кельна, провинция Нижняя Германия), на месте бывшего римского поселения. Алтарь найден среди развалин загородного дома, видимо, принадлежавшего зажиточному человеку (сейчас находка хранится в Rheinischen Landesmuseum в Бонне).
Алтарь датируется 2м веком н.э., в рассматриваемые времена это была территория племени убиев. Алтарь имеет вид прямоугольной известковой плиты 31 см высотой, широкий 28 см, толщиной 12 см, с основанием и карнизом над остатками фронтона.
Посвятительная надпись на латыни гласит:
Deo Requalivah ano Q(uintus) Aprian(i)us Fructus ex imp(erio) pro se et suis v(otum) s(olvit) l(ibens) m(erito)

Существуют две её трактовки.
Основной перевод в немецких источниках:
Богу Рекваливаханусу Квинт Априанус Фруктус (поставил алтарь) по велению за себя и своих во исполнение клятвы добровольно заслуженно

VSLM — стандартная вотивная формула Империи, означающая, что нечто делалось жертвователем по обету, по доброй воле, в благодарность за оказанное божеством благодеяние. Добровольность здесь означает отсутствие приказа начальства (для чего имелась своя формула). Сложнее со столь же стандартной формулой ex imp(erio). Есть версия, что «по велению» на вотивных дарах может обозначать «по велению души», по внутреннему побуждению, однако это противоречит здесь упоминанию «заслуги божества». Второе объяснение — «по велению бога» — выглядит более обоснованным. Формулировка «за себя и (всех) своих» — так же обычная стандартизированная, означающая жертвоприношение за себя и свою семью или своих людей.
Имя дарителя указывает, что алтарь поставил римский гражданин, возможно, член магистрата, более о нём ничего не известно.

Однако у де Фриса (De Vries, De Oud-Germaanse religie) перевод звучит несколько иначе:
Богу Рекваливаханусу Квинт Априанус плод по велению (пожертвовал) за себя и своих во исполнение клятвы добровольно заслуженно.

Имя божества с трудом поддаётся трактовке, особенно вторая, латинизированная его часть —vahanus. Первую часть имени специалисты связывают с понятиями сумерек и тьмы (ср. готское Riqis, древнескандинавский. Røkkr, родственное с греческим. Erebos).

Дальнейшие трактовки различных учёных (в перечислении де Фриса):
1.Holthausen: rekwa+ liƀa=жизнь во тьме;
2. Much: rekwa+liwa(< lat. livor, сине-серый цвет, синяк, свинцовый цвет)=тёмного цвета;
3. Höpfner: корень не германский, а кельтский, к recaranus=человек, который тянет вперёд;
4. Kauffmann: живущий в лесной тьме;
5. Roediger: бог подземного мира;
6. Von Grienberger: rekwaz+liwa (к лат.impluvium, водосток, бассейн для сбора дождевой воды), название места, ср. Schwarzleo (чёрный+leo, название местечка в Австрии). Тогда посвящение означает «богу некоего места»;
7.De Vries: (1) *rekwaz~ got. Riqis=темнота;(2)остальное неясно.

Также нередко часть имени liwa в интернете переводят как «древнегерманское слово "вода"», вот только любые академические источники такой вариант перевода игнорируют. Возможно, по сети просто бродит искажённая версия фон Гринберга. Вода на протогерманском * watōr, море * saiwaz или * mari (море, озеро).

В целом, считается, что имя божества может быть связано с понятием «Тёмный», и быть обращением-хейти (заменой имени), что, однако, не обязательно.
В германской мифологии Подземный мир/Мир мёртвых ассоциировался скорее с женским началом, но Водан, в своей ипостаси обрекающего на гибель, был туда проводником. Вторая современная интерпретация связывает имя Рекваливахануса c германским божеством лесов, Видаром (и тогда принесение ему плодов в жертву логичнее). Однако следует помнить, что оба предположения гадательны и ничем не подтверждены, и, возможно, речь идёт всё же про отдельное самостоятельное божество убиев.
Причём, если верно прочтение вотивной надписи, при котором божеству приносили плоды — Requalivahanus оказывается связан не только с мраком, но и с плодородием (одно другому не противоречит, достаточно вспомнить властелина мира мёртвых Плутона, в римской мифологии — хранителя подземных богатств).
В общем, мы слишком мало знаем, чтобы делать выводы (и, строго говоря, даже в принадлежности божества германскому пантеону полной уверенности нет, хотя это считается вероятным).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49343
Репутация : 1273
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения