Церковные праздники
Страница 1 из 1 • Поделиться
Церковные праздники
Церковные праздники
Все церковные праздники очень разнообразны и многогранны и поэтому, все церковные праздники имеют свою Божественную суть в пространстве и времени.
В самом слове "праздник" заключена радость или хотя бы ожидание радости. Много знаменательных дат было в жизни народов и государств: победа греков над персами, римлян над Карфагеном, Московского царства над Казанским ханством, рождение Перикла, Сократа, Шекспира, Пушкина, Александра Македонского и корсиканца Наполеона, открытие Америки, первый полет аэроплана и бесчисленное множество других событий, постепенно уплывающих в туман веков. Они не задевают глубоко чувств, не возбуждают мыслей о смысле жизни и в конце концов сохраняются в памяти лишь у специалистов-историков.
Среди этого множества множеств событий, происшедших на земле, яркими, согревающими нас огоньками горят праздники святой Церкви. Они вспоминаются не как некогда происшедшие исторические события, подобно нашествию Наполеона или Великой французской революции, а переживаются нами снова и снова, как имеющие произойти сейчас.
Откуда эти различия в воспоминании событий светской истории - и событий, отмечаемых в церковных праздниках? Первые из них с течением времени теряют свой смысл и актуальность,- со вторыми связана личная судьба каждого отдельного человека. Они происходили для каждой вступающей в мир души, в какой бы год и час она ни родилась на земле для жизни в вечности. Вот отчего мы ежегодно переживаем христианские праздники как вновь происходящие события.
Действительно, в песнопениях великих праздников Церкви часто встречается удивительное слово - днесь, то есть сегодня. Там не поется, что-де мы сегодня вспоминаем то-то и то-то, а поется: "Дева днесь Пресущественнаго (Вечного) раждает" (на Рождество), или "Днесь спасения нашего главизна" - сегодня основание нашего спасения на Благовещение), или: "Явился еси днесь вселен-ней" (на Богоявление). Церковные праздники - не просто воспоминания, а продолжающееся взаимодействие Бога с людьми.
Каждый, кто ощутил вкус церковных праздников, кому посчастливилось стать их участником (а дорога-то открыта всем!), знает, что радость от них - совершенно особенная, настоящая. И глубина в них совсем другая...
Чтобы получить от праздника радость и пользу, надо понимать его смысл. Мало нахвататься знаний об обычаях и даже поучаствовать в обрядах - вдохнуть запах троицкой березки или выстоять огромную очередь за крещенской водой, покрасить яйца и приготовить кулич на Пасху. Надо понять, почему храм украшается на Троицу зеленью и что в нем (и в мире) в этот день происходит, почему именно на Крещение святится вода и что это такое - освящение воды. Иначе получится не праздник, а пустая конфетка - одна видимость и обман. Нет, праздник-то останется, но мы пройдем мимо.
В этом разделе есть и рассказ о старинных обычаях, и рецепты блюд, и история, и современность. Но каждый рассказ о празднике начинается с главного, что происходит в этот день в мире: что произошло когда-то и что происходит сейчас (днесь!) - здесь - с нами. Что может с нами произойти.
Праздники Церкви - двух родов. Некоторые из них закреплены за определенным числом, наподобие дня рождения (только в памятях святых мы празднуем обычно не день земного рождения, а день рождения в вечность, к Богу - то есть день кончины - преставления). Такие праздники называются неподвижными. Но многие праздники неразрывно связаны с Пасхой, а она, в свою очередь, - с движением светил, поэтому Пасха выпадает каждый год на разные числа и даже месяцы, а с ней перемещаются и связанные с нею празднования. Такие праздники, относящиеся к пасхальному циклу, называются подвижными.
Над всеми праздниками стоит "праздников праздник и торжество торжеств" - Пасха, Воскресение Христово. Церковь выделяет также двенадцать величайших праздников - они, по славянскому звучанию этого числа, называются двунадесятыми.
Каждый воскресный день - это "малая Пасха", тоже праздник, а не просто "выходной день".
У Церкви свой календарный стиль ("церковный календарь"), и даже год церковный начинается не в январе, а в сентябре (церковное 1 сентября приходится на 14-е "гражданского" стиля). Поэтому обзор праздников в церковной литературе обычно начинается с первого осеннего праздника - Рождества Пресвятой Богородицы. Но даже и Церковь печатает свои календари на каждый год, начиная их с января. Вот и мы поведем рассказ по ходу того года, к которому все мы привыкли - с первых дней января, причем января "гражданского".
Все церковные праздники очень разнообразны и многогранны и поэтому, все церковные праздники имеют свою Божественную суть в пространстве и времени.
В самом слове "праздник" заключена радость или хотя бы ожидание радости. Много знаменательных дат было в жизни народов и государств: победа греков над персами, римлян над Карфагеном, Московского царства над Казанским ханством, рождение Перикла, Сократа, Шекспира, Пушкина, Александра Македонского и корсиканца Наполеона, открытие Америки, первый полет аэроплана и бесчисленное множество других событий, постепенно уплывающих в туман веков. Они не задевают глубоко чувств, не возбуждают мыслей о смысле жизни и в конце концов сохраняются в памяти лишь у специалистов-историков.
Среди этого множества множеств событий, происшедших на земле, яркими, согревающими нас огоньками горят праздники святой Церкви. Они вспоминаются не как некогда происшедшие исторические события, подобно нашествию Наполеона или Великой французской революции, а переживаются нами снова и снова, как имеющие произойти сейчас.
Откуда эти различия в воспоминании событий светской истории - и событий, отмечаемых в церковных праздниках? Первые из них с течением времени теряют свой смысл и актуальность,- со вторыми связана личная судьба каждого отдельного человека. Они происходили для каждой вступающей в мир души, в какой бы год и час она ни родилась на земле для жизни в вечности. Вот отчего мы ежегодно переживаем христианские праздники как вновь происходящие события.
Действительно, в песнопениях великих праздников Церкви часто встречается удивительное слово - днесь, то есть сегодня. Там не поется, что-де мы сегодня вспоминаем то-то и то-то, а поется: "Дева днесь Пресущественнаго (Вечного) раждает" (на Рождество), или "Днесь спасения нашего главизна" - сегодня основание нашего спасения на Благовещение), или: "Явился еси днесь вселен-ней" (на Богоявление). Церковные праздники - не просто воспоминания, а продолжающееся взаимодействие Бога с людьми.
Каждый, кто ощутил вкус церковных праздников, кому посчастливилось стать их участником (а дорога-то открыта всем!), знает, что радость от них - совершенно особенная, настоящая. И глубина в них совсем другая...
Чтобы получить от праздника радость и пользу, надо понимать его смысл. Мало нахвататься знаний об обычаях и даже поучаствовать в обрядах - вдохнуть запах троицкой березки или выстоять огромную очередь за крещенской водой, покрасить яйца и приготовить кулич на Пасху. Надо понять, почему храм украшается на Троицу зеленью и что в нем (и в мире) в этот день происходит, почему именно на Крещение святится вода и что это такое - освящение воды. Иначе получится не праздник, а пустая конфетка - одна видимость и обман. Нет, праздник-то останется, но мы пройдем мимо.
В этом разделе есть и рассказ о старинных обычаях, и рецепты блюд, и история, и современность. Но каждый рассказ о празднике начинается с главного, что происходит в этот день в мире: что произошло когда-то и что происходит сейчас (днесь!) - здесь - с нами. Что может с нами произойти.
Праздники Церкви - двух родов. Некоторые из них закреплены за определенным числом, наподобие дня рождения (только в памятях святых мы празднуем обычно не день земного рождения, а день рождения в вечность, к Богу - то есть день кончины - преставления). Такие праздники называются неподвижными. Но многие праздники неразрывно связаны с Пасхой, а она, в свою очередь, - с движением светил, поэтому Пасха выпадает каждый год на разные числа и даже месяцы, а с ней перемещаются и связанные с нею празднования. Такие праздники, относящиеся к пасхальному циклу, называются подвижными.
Над всеми праздниками стоит "праздников праздник и торжество торжеств" - Пасха, Воскресение Христово. Церковь выделяет также двенадцать величайших праздников - они, по славянскому звучанию этого числа, называются двунадесятыми.
Каждый воскресный день - это "малая Пасха", тоже праздник, а не просто "выходной день".
У Церкви свой календарный стиль ("церковный календарь"), и даже год церковный начинается не в январе, а в сентябре (церковное 1 сентября приходится на 14-е "гражданского" стиля). Поэтому обзор праздников в церковной литературе обычно начинается с первого осеннего праздника - Рождества Пресвятой Богородицы. Но даже и Церковь печатает свои календари на каждый год, начиная их с января. Вот и мы поведем рассказ по ходу того года, к которому все мы привыкли - с первых дней января, причем января "гражданского".
___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Re: Церковные праздники
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Похожие темы
» Колдовство и церковные праздники
» Колдовские праздники
» Исландские праздники. Торри
» Скандинавский календарь и праздники
» Основные праздники Трота
» Колдовские праздники
» Исландские праздники. Торри
» Скандинавский календарь и праздники
» Основные праздники Трота
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения