Дороги Магии
Дороги Магии
Доброго времени суток, путник!

Мы рады вас приветствовать на форуме "Дороги Магии"!

К сожалению, гостям видны не все материалы нашего форума "Дороги Магии".
Поэтому предлагаем зарегистрироваться, после этого вам станут доступны скрытые разделы форума.

Для полноценного использования форума войдите в профиль пользователя или зарегистрируйтесь.

Совсем немного о литовской мифологии

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:01

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

У древних литовцев существовало неимоверное количество чрезвычайно интереснейших, самобытнейших богов и духов.

А между тем в этом году Литва отмечает столетие известного исследователя литовских языческих богов, этнолога Пране Дундулене. Сегодня мы обращаемся к материалу, собранному уважаемой исследовательницей в книге «Религия и мифология древних литовцев».

Балтийские племена столетиями создавали свою культуру и религию совместно, и только во второй половине первого тысячелетия разделились на литовцев, латышей и пруссов. Религию литовцев помогают также воссоздать археологические, письменные, лингвистические, этнографические источники, особо — словесное творчество, обычаи, народное творчество и его символика.

Имена богов и духов в исторических иностранных хрониках записаны неправильно и иногда так извращены, что их невозможно проследить или даже угадать. Из текстов видно, что авторы, писавшие о литовских богах, списывали друг у друга, искажали слова, пропускали буквы или приписывали несвойственные им функции, некоторые хроникёры дополняли описания богов своими фантазиями.

Самые ранние сведения о религии литовцев мы находим у греческого историка Геродота (V в. до н.э.), который упоминает гипербореев (северян), славивших своих богов; римлянина Корнелия Тацита (I в.), указывавшего в своём труде «Germania», что айсчяй – прародители литовцев – славят Богоматерь.

О веровании жямайтийцев и пруссов в своей «Географии Балтийского края» (около 1075 г.) Адам Бременет писал, что «обычаи пруссов за многие вещи можно хвалить, если бы пруссы были христианами».

Чрезвычайно важные и достоверные сведения о литовских богах содержится в старинной русской Ипатьевской летописи (1201 — 1292), поскольку часть славянских земель или входила в Великое княжество Литовское, или соседствовала с ним.

Так, в записи 1252 года содержатся сведения, что король литовский Миндаугас принял христианство, но крещение было ненастоящим, поскольку он тайно приносил даяния своим богам – Нонадевасу, Телявелису, Дивериксу, Мядейне, Зуйкису, а в лесу не смел даже веточку сломать, и сжигал умерших.

К XIII веку соседние Эстония и Латвия уже были завоеваны и насильно обращены в христианство крестоносцами, в то время как литовцы успешно отражали их набеги.

Немало сведений о литовских богах мы находим и у польского историка Яна Длугоша (XV в.), у немца Симона Грунау (XVI в.) в его «Хронике Пруссии». И так далее.

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:02

Высшие боги

Литовцы, так же, как и другие народы в эпоху патриархата, создали образ верховного и главного бога – ДЕВАСА, создателя и правителя Вселенной и всего живого.

Кстати, во всех индоевропейских языках звучание слова «бог» имеет общий корень. Сравните: у пруссов — «деивс», у латышей – «девс», у древних индийцев — «дева», у римлян — «деус».

Девас — пахарь, сеятель, опекун урожая – упоминается во множестве преданий. Он создал рожь, пшеницу, овёс.

Рожь в старину связывали только с Девасом, поэтому сеяли её в солнечные дни. Сеятели были наряжены в белые одежды, они были подпоясавшиеся, умывшиеся. Перед началом сева с вечера высевали горсть ржи, которая должна была уберечь пашню от злой ворожбы.

О том, что литовцы имели одного верховного бога, подтверждают и слова великого князя литовского Гядиминаса, которые он сказал посланнику Папы Римского. Дескать, и литовцы-язычники, и христиане-поляки, и русичи славят того же бога, только обряды различаются.

К понятию «Девас Куреяс» (Бог-создатель) в разных регионах Литвы присоединялись другие личные имена. Так, в Малой Литве (ныне Калининградская область) — Праамжюс (am?ius – возраст, век), в Сувалькии – Пракуримас или Пракоримас, (suk?r?jas — создатель), в Западной Жямайтии — Укопирмас, или Окопирмас (pirmasis – первый, auka – жертва, то есть первый при жертвоприношении).

Как показывает анализ древних легенд, все они были равноправны. Так, Матей Стрийковский (XVI в.) пишет, что высшим богом литовцев и жямайтийцев был Пракоримас, которому приносили в жертву белых кастрированных петухов.

Девас находился не только на небе, но и на земле, в тайной стране, в некоем подземном королевстве, с дворцами, садами, с пасущимися на лугах овцами. А попасть туда можно, выпив воды из особой реки.

Любопытна «теория» создания в мифах человека. Девас как-то два раза плюнул. Первый плевок превратился в мужчину, второй – в женщину. Или: вытопил себе баньку, начал мыть лицо, и упали на землю две капли. Из одной появился мужчина, из другой – женщина.

А вот ещё: Девас мужчину вылепил из глины, а женщину — из … собачьего хвоста (так и видно неудачливого мужа, «родившего» эту версию).

Девас создал и всё живое. Например, пахарю, который сам тащил плуг, мешали сидящие на нём бабушка чёрта и уж. Чертовку Девас превратил в кобылицу, а ужа перерубил пополам, и из частей получились жеребец и кобылица.

По другой легенде, Девас в лошадь превратил человека, который ему не дал ночлег, дорогу показал ногой и послал Деваса ночевать в хлев.

Я привёл лишь малую толику легенд и сказаний о Девасе, а они чрезвычайно разнообразны и интересны. Когда литовцы приняли христианство, этим же именем нарекли и христианского Бога-создателя. Ему были присвоены все особенности языческого Деваса — то есть он создал Вселенную, опекает её, присматривает за справедливостью.

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:03

Легенды гласят, что у Деваса была жена — прародительница Великая Мать ЛАДА. Столетиями в обрядах племена балтов боготворили её, родившую первых близнецов – дочку ЛЕЛУ и сына ЛЕЛАСА (они позже  женились, в древности это не считалось инцестом. многие народы при рождении разнополой двойни не искали им пару. считая . что они вступили в брак еще в утробе).

Эти боги близки греческой Леде, Крито-Микенской Лате, римской Ладоне. Их ареал был очень большой – от Адриатического моря до реки Камы, от Балкан до Балтийского моря, что показывает чрезвычайно древние корни богини.

Литовскую Ладу упоминают Ян Длогуш (XV в.), Мотей Стриковский и Мартин Кромер (XVI в.), писавшие, что литовцы, курши и латыши почитали Ладу (Леду), в её честь во время праздника Йонинес украшали родники ветками деревьев, цветами, а также собирали лечебные травы.

Согласно Мотеюсу Валанчюсу, день Лады жямайтийцы праздновали в первую среду после Пасхи, не работали, даже «пальцем не шевелили», чтобы уберечь хлеба от молний и града. С развитием земледелия богини «распределили» свои обязанности. Так, Лада укрепилась как Великая Мать, а её дочь Лела стала посредником между землёй и небом. Обе они «оживляли» весеннюю природу, «пробуждали» растения, «получали» дождь и росу, а также являлись опекунами брака, семейной жизни, рождения.

Во время Пасхи, переходя из избы в избу, их славили в песнях, прося, чтобы росли травы, был бы хорошим урожай, девушки вышли бы замуж, а в припеве повторяли: «Эй, Лада! Эй, Лела!».

Лада чаще всего изображалась с поднятыми к небу руками, словно прося небеса благословить растущий и зреющий урожай. Кстати, эту Ладу прославляли 15 августа. Тогда люди приносили ей в дар злаки и фрукты. На этом и заканчивалось основное время её культа. Сравните: место Лады в христианстве заняла Дева Мария, которая 15 августа, благословив и окропив выросшие хлеба и фрукты, «вознеслась на небо»!

Богиню же Лелу изображали обнажённой по пояс, но… трёхголовой.

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:03

Медейна, или Медейне (часто смешивается с Жворуной) — богиня лесов, деревьев и животных, одно из главных божеств литовской мифологии. Самое раннее упоминание — XIII век, Ипатьевская летопись. Присутствует в перечислении богов, которым молился король Миндовг.
В хронике Малалы одновременно с Медейной упомянута Жворуна. В XV веке польский историк Ян Длугош сравнивает Медейну с римской Дианой. Её упоминают также Микалоюс Даукша, Ян Ласицкий, хроника Быховца[1]. По мнению Альгирдаса Юлиуса Греймаса, Медейна представляется одинокой, чувственной, красивой, однако не желающей женитьбы девушкой, охотницей или волчицей (Вилкмерге — молодая волчица).
Считается, что некоторые святые камни, которые названы «стопы зайцев»и  «волчьи следы», были местами культа Медейны[2].
После крещения Литвы культ Медейны постепенно сошёл на нет, статус её сравнялся с положением духа лесов, Лаумы[3].

Žvėrūna -medeina не столько  защищает охотников, скорее препятствует им, защищая зверей от убийства. Нет никаких достаточных данных, чтобы восстановить ее культ, однако, есть причина полагать, что каждый год первых убитых животных жертвовали к Žvėrūna -medeina, также как к ней обращали просьбы защиты домашних животных от волков. Ритуальный заяц, на которого охотились в течение Рождества, также связан с этим культом.

Попытки ответить, почему богиня Žvėrūna (<žvėris «зверь») — Medeina (<medis «древесина; лес») занимает место среди пантеона верховных богов, привели к двум областям ее покровительства .

Одна из них охрана или метки особых мест принадлежащих лично местным , не знаю как правильно назвать, владыкам территорий. Причем места со «стопой зайца» расположены ближе к замкам. а «волчий след » дальше, языческие Литовские священные места были двух типов : 5 мест Зайца преимущественно в Восточной Литве и 10 Волчьих следов. Отчасти из них ряд (wiłkopedzie) Волчьих следов в Польше и камень Zhuravets  в Беларуси. На территории Осиповичского района в окрестностях д. Журавец лежал камень-следовик «велічынёй ca стол». На его поверхности можно было от­четливо различить следы лап четырех зверей: зайца, волка, лисы и медведя.
Существует местная легенда, что когда-то этот камень был мягким как глина, и в те времена звери приходили к нему, и каждый из них оставил свой след.
Камень был уничтожен в 1970-80-е гг. во время проведения мелиоративных работ .

Все места Зайца (камни, холмы, леса)расположены вблизи. а Волчьи следы (камни с пустотами, называемыми Волчьи следы) отдалено вплоть до 10 км. от королевских имений, государственных замков, также как и имений дворян и наследственных земель 14-15 столетий

То же должно быть с вышеуказанными камнями в регионе между Реками Nemunas и Neris, где земля Литвы (в узком смысле) и области Mindaugas, принадлежала первому известному королю Литвы (приблизительно 1236-1263), обычно локализована.
Основывая на мифологических, религиозных и этнологических ссылках, мы думаем, что священные места, отмеченные как места Зайца, были местоположениями Žvėrūna -medeina культа, развиваемый воинами- охотниками. Типичный повторный элемент культурной окружающей среды для Волчьих следов был имением Монарха, государственные замки 14-15 столетий и географических названий имели отношение к имениям дворян. Этот факт позволяет заявлять, что камни Wolf-footprinted означали принадлежность к области богини Žvėrūna -medeina. Эти метки как использование мифического кода, отмечавшего реальные области  дворянских родов со статусом военных-охотников -, возможно, они были отмечины таким образом.

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:04

Божественная троица

Согласно легендам, у Деваса было трое важнейших и могущественнейших сына – ПЯРКУНАС, ПАТРИМПАС, ПИКУОЛИС. Пяркунасу принадлежали небеса и атмосфера, Патримпасу — земля и всё живое на ней, а Пикуолису – подземелье.

Интереснейшее описание этой троицы оставил Симон Грунау в «Хронике Пруссии» (XVI в.): крестоносцы, которые пришли в начале XII века в Жямайтию, в Паруснисе под большим дубом нашли шатёр, где жрецы жгли вечный огонь. В стволе дуба были три дупла, в которых стояли три деревянных идола. В центре – Пяркунас (или Пярунас) – среднего возраста, с грозным лицом красного цвета, с чёрной вьющейся бородой и огненной короной на голове, наряжённый в жёлтые одеяния, в руках он держал стрелы. По правую сторону стоял пожилой бородатый Патолис (Пикуолис) с лицом мертвеца, в красных одеждах, с узкой повязкой вокруг головы, концы которой были завязаны сзади. Слева – юный Патримпас в зелёной одежде и венком из колосьев на голове.

Итак, главным считался бог ПЯРКУНАС. О нём сохранилось достаточно много сведений и в летописях, и в мифах, и в устном народном творчестве. В литовской мифологии он считался правителем небес, атмосферы и природы. Люди видели и знали, что Пяркунас может убить и их, и животных, поджечь избы и самые могучие деревья, поэтому вера в него осталась и после принятия христианства. Так, например, некий Мяркялис Гедрайтис в 1577 году обращается к ректору Вильнюсского университета, генералу иезуитов Петру Скарге за помощью о спасении жямайтийцев из тьмы, поскольку те приносят дары Пяркунасу, прославляют ужей и считают дубы священными.

Не счесть оставшихся с тех времён названий литовских деревень, лесов, местностей, связанных с этим богом. По всей Литве 20 июля праздновали день Пяркунаса, ему жертвовали быков и других животных. Гром считался речью Пяркунаса. У этого бога вымаливали хорошую погоду на время военных походов, сенокоса, уборки урожая. Если во время грозы Пяркунас «поговорил» со жрецом и принёс хорошую весть, то устраивали весёлые пиры и жертвовали обильные дары – коней, животных и даже пленных. Если кого-либо молния убивала, то считалось, что тот человек взят в товарищи Пяркунаса. Во время раскатов грома люди говорили, что это Пяркунас едет на небесах.

Изображали его по-разному: в поздние времена — ржущим жеребцом, ревущим быком, блеющим козлом, огромным орлом, затем – старцем с длинной, с белой или с проседью бородой, вооружённым серебряным луком и стреляющим золотыми стрелами, или кузнецом, или красивым юношей, или большим грозным мужчиной с красной бородой, или стариком ростом до небес в огненной одежде и головой, объятой пламенем.

Топор – символ Пяркунаса. Божьими топориками люди считали каменные орудия, которые находили в поле во время обработки земли, а там они оказывались по простой причине: когда-то поля – в течение тысяч лет – распахивались или взрыхлялись каменными орудиями, но они ломались, терялись и т.д. Считалось, что в таких топориках сберегался дух молнии Пяркунаса, небесный огонь. Их клали под кроватью роженицы, использовали во время свадебных обрядов.

Чтобы молния не ударила в избу, чердак украшали дубовыми ветками, а в фундамент вмуровывали топорики. Им приписывалась магическая сила при заговорах против природных явлений. Желая охранить хлеба от града, в полях клали топорики остриём вверх. С той же целью люди несли их в поле перед первой пахотой или сеянием.

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:04

Бог ПАТРИМПАС отвечал за землю и всё живое на ней. В письменных древних источниках его называют ещё Натримпас, Антримпас, Тримпас, Йоре. Сведения о нём фрагментарны, лаконичны, скупы. Однако существование его подтверждают исчезнувшие сейчас названия — например, местность Потримпай в Расяйнском районе, луг Тримпай в Вилкавишкском районе, деревня Тримпутишкес в Ширвинтском районе.

Патримпасу дарили рожь, янтарь, воск. В честь его жрецы в большой посудине держали ужа, подстилали колосья и поили молоком. Перед жертвованием старший жрец должен был три дня поститься, лежать на сырой земле и бросать тлеющие угли в вечный жертвенный огонь. Литовцы в военных походах, увидев ужа, считали того посланцем Патримпаса. Его называли ещё Йоре, а также Саусюргисом (sausas – сухой), или Шлапюргисом (?lapias -мокрый) в зависимости от того, какой была весна – сухой или мокрой.

Ещё во времена Симонаса Даукантаса (XIX в.), если весна запаздывала, люди стенали: «Ай, Йорутеле, где ты»?

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:04

Бог ПИКУОЛИС (ПИКУЛАС) присматривал за подземельем. Пикуолис упоминается впервые в сообщении некого епископа в 1418 году, там бог называется Патоллумом. Другие его названия – Пикулус, Пацолс, Пекелле и т.д. Сопровождая умершего, древние литовцы кричали: «Бегите, бегите, Пикуляй!»

Согласно тому же Симонасу Даукантасу, символами Пикуолиса были три черепа, расположенные рядом с его изображением, — черепа человека, быка и лошади. Чтобы его ублажить, в миске жгли жир, а если не получали ожидаемого, то «дарили» кровь. Ему приносили в жертву животных: лошадей, свиней, овец. Их кровью окропляли священные дубы.

Пикуолис, согласно другим источникам, был злым и противным богом. Если семья или кто-либо из её членов провинился перед богами, то появлялся служка Пикуолиса, а это означало, что тот требует крови.

Согласно «Хроники Пруссии» Лукаса Давида, пруссы, так же, как и литовцы, верили, что хорошим людям, которые чтили божественную троицу, после смерти боги дадут красивых жён, много детей, еду, сладкие напитки, зимой – тёплые вещи, мягкие постели, прекрасное здоровье. Они всегда будут смеяться и танцевать. У плохих же людей отнимут всё, их станут так бить палками, что несчастные будут плакать, стенать и ломать руки от боли. Кроме того, те, кто чтит богов, должны быть всеми любимы, уважаемы, а те, кто богов не уважает и поносит, будут уничтожены огнём. Больные должны были сами себя сжечь, а если не были в состоянии, то обязаны это были сделать их родственники.

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:05

ВЕЛИОНА была богиней умерших, или богиней душ. Вначале она, скорее всего, заботилась о диких животных (их душах), убитых людьми, а после развития животноводства – о домашних животных. 

Издревле считалось, что Велиона и V?L?S (ДУХИ) живут под землёй, но заботятся об урожайности земли и плодовитости домашних животных. Поэтому осенью в их честь закалывали скот, мясом «угощали» умерших, готовили обрядовый стол на могилах или дома. Такие праздники приходили перед Велинес, то есть в конце октября. Велиону зазывали в то место, где происходил забой скота со словами: «Велиона, приходи вместе с нами и мёртвыми поесть колбасу». 

Аукштайтийцы, например, перед Велинес всегда закалывали свинью, и согласно древнейшим обычаям, совершали своеобразный обряд: на забой созывали соседей, варили крупу со свиным хвостиком, ножками, пятачком и куском мяса с отметиной удара ножа. К вареву женщин не подпускали. Забойщик и хозяин выпивали по стакану крови из свиной грудной клетки, сразу же вырезали свиные яички, жарили их и съедали. Считалось, что они приносят домам благословение и здоровье семье. 

Со временем Велиона и Велес приняли «попечительство» и над умершими людьми. После обряда угощения и чествования Велес литовцы Вильнюсского края говорили: «Вспомни в огне сгоревших, в воде утонувших, деревьями убитых и молнией поражённых. Вспомни вывезенных на чужбину, обессиленных и погибших. Приходите, Ваши Души, выпейте, угощайтесь с нами». 

Даже в начале ХХ века кое-где в Литве в первую субботу ноября люди несли на могилы всевозможную еду и оставляли её там с посудой, а потом, вернувшись домой, шли в баню. Помывшись, начинали готовить ужин из 7 блюд: свиную голову, кашу, галушки, мясо разных животных и яичницу. Самый старший брал свечу, обносил её вокруг своей головы, потом три раза — вокруг свиной головы, зажигал свечу и ставил на стол. Потом говорил какие-то слова. Налив себе напитки, каждый выливал часть на тот угол стола, где никто не сидел, приговаривая: «Это вам, ВЕЛЕС». 

Первый кусочек каждого блюда также клали на тот же пустой угол и лишь потом приступали к трапезе.

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:05

Боги и духи Земли 

Бога ПУШКАЙТИСА связывали с землёй, жил он под бузиной. Заботился о плодах и отчасти — хлебных злаках. Люди ему приносили в дар хлеб, пиво, другие продукты и напитки с просьбой, чтобы тот прислал находящихся под его опекой гномов для того, чтобы наливались зёрна и охранять хлеб. Ему на ночь в амбаре накрывали стол с хлебом, сыром, маслом, пивом. В честь Пушкайтиса устраивались два раза в год пиры. После посева охраняющему урожай богу жертвовали животных, чаще — свиней и их ножки, а также яйца и ячменную кашу.

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:05

Ранней весной литовцы чествовали богиня ПЯРГУБРЕ. Основная её «функция» состояла в размножении на хорошо обработанной земле растений. Когда пробилась первая трава и приходила пора полевым работам, несколько деревень сообща варили пиво. В назначенный день собирались в большой доме совершать обряд. «Распорядитель» поднимал кувшин с пивом и обращался с молитвой к дающей траву и лето Пяргубре: «О, богиня Всевышнего, наша Пяргубре, ты надоевшую зиму прогнала и приказываешь растениям, цветам и траве по всей земле размножаться. Мы сейчас тебя просим, чтобы посеянные хлеба и те, которые посеем, обильно взросли…».

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:06

К архаичным богам, пришедшим из каменного века, принадлежит богиня КАУПОЛЕ (КУПОЛЕ), которую связывали с созреванием растений, вегетацией. Первые письменные сведения о ней можно найти в Ипатьевской летописи (1262 г.) Древние литовцы нынешний праздник Йонинес, по сведениям летописцев, называли Купала. 

Сейчас трудно сказать, что за существо такое была Кауполе. Однако из фольклора, записанного в середине XIX века в Беларуси, где сохранялись архаичные литовские традиции среди литовцев, перешедших на белорусский язык, видно, что она была богиней полевых растений. (интересно . что небольшие общины . чаще сохраняли исчезнувшие народные традиции. это не только о литовцах. думаю  традиции были связующей нитью с родиной. поэтому их и берегли)

«Куполе, Куполе! Где ты зиму зимовала, где ты сейчас проводишь лето? В травах пахучих или под цветком?» Куполе отвечала: «Зимовала в пуховиках, летом играю в траве». Во время празднования летнего солнцестояния её изображали одной или вместе с дочерью РАСОЙ.(Рось?) Ей присваивали способность оживлять с помощью серебряной росы пожухшие от солнца растения.

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:06

Самые длинные дни у литовцев называются РАСОС. В эту пору люди чествовали зелёные растения, воду и огонь. Важнейшим атрибутом празднования являлось сжигание соломенной куклы женщины-страшилища, символизирующий возрождение и цветение новых растений. 

Богиня ВАЙСГАМТА также пришла из каменного века, она заботилась о растениях, в частности, о льне. О ней сохранилось очень мало сведений. По убеждению некоторых авторов, её имя произошло от слов «vaisius gauti», то есть «плоды получать». Она считалась у жямайтийцев и богиней оплодотворения. Женщина с мужчиной приносили ей в жертву ягнёнка или гуся. 

С началом земледелия создано много божеств и духов, охраняющих хлеба. Вначале их представляли в образе животных, затем – женщин, позднее – мужчин. Существовал дух полей ЛАУКСАРГИС — бог посевов и хлебов, он охранял их от града, кротов, заботился о созревании урожая. Когда по хлебам шла волна, говорили, что там сейчас бог находится, он их благословляет. 

Основным же божеством стал, а потом – столетиями — был ЙОВАРАС, которого чествовали вплоть до Второй мировой войны! Существовало много обрядов, посвящённых Йоварасу, однако важнейшим моментом всегда было жертвование хлеба, иногда – сыра, которых закапывали в землю в том месте, где сжинали последний сноп злаковых растений.

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:06

Боги домов и усадеб

Они охраняли жилые дома, избы, амбары с зерном, хлева с животными. Таковым являлся ДИМСТИПАТИС, которому жертвовали двух чёрных кур, раз в году в его честь устраивали пир, во время которого старались съесть все приготовленные блюда, а воду, которой мыли посуду, выливали в очаг. 

Богу ПАГИРНИСУ в некоторых местностях мужчины три раза в году приносили в дар свинью, в других – быка, а женщины – петухов. Во время совершения жертвоприношения мужчинами женщинам запрещалось участвовать в нём, и наоборот. Молодой жене разрешали управлять домом лишь после того, как она пожертвует Пагирнису каравай хлеба и рушник. Его представляли в образе змеи или чрезвычайно почитаемого литовцами ужа. О нём заботились, поскольку по древнейшему верованию души мёртвых вселялись в него, уж жил под жерновами, возле печи, поэтому это место было уважаемо и почитаемо. (Домовая Змея — Украина)

Литовцы, которые даже во время позднего христианства (XVII в.) придерживались языческих обрядов, после Рождества двенадцать дней по вечерам не выполняли абсолютно никаких работ, выпрашивая во время отдыха у домашнего бога, чтобы овцы были здоровы, чтобы не приводили «ненормальных» ягнят. Они были уверены, что у тех, кто не отдыхает, ягнята родятся без ног или головы. 

К «домашним» богам и духам можно причислить и Сторожа амбаров, который охранял их, чтобы злые духи или домовые не вынесли зерно. «Сторож» имел вид или некой деревянной скульптуры, или большого камня, поставленных у входа в амбар. 

Служители церкви долгие столетия пытались бороться со «сторожами», ставя вместо них кресты, но до сих пор они красуются в некоторых жямайтийских усадьбах.

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:07

Бог ЖЯМИНИНКАС и его жена ЖЯМИНА заботились о плодах, хлебах, животных, растениях, а богиня ГАБИЯ — об убранных хлебах. После сбора урожая в честь неё устраивали пир, благодарили, что дала возможность снять и обмолотить хлеба: хозяин варил пиво, а хозяйка пекла пирог. Во время праздника жертвовали белого и чёрного петухов, которых забивали палками. Во время забоя хозяин приговаривал: «Габия, будь весёлой и к нам милостивой!».

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:07

Богиня ГАБИЯ была чрезвычайно любима литовцами, имя её связано с огнём. В древнейшие времена костёр в ночи многие столетия спасал людей от темноты, диких зверей, врагов, от злых духов. Перенесённый в дом, в очаг, он не потерял своего значения. Вначале его представляли в образе некой хозяйки огня, затем — кошкой или птицей, и лишь потом его стали называть богиней Габией. Люди заботились об огне в очаге как о человеке, чтобы тот был «сыт», «стелили» постель, то есть вокруг углей аккуратно и красиво посыпали пеплом, поскольку считалось, что если не «постелить» огню, то он рассердится и подожжёт дом. Люди верили, что огонь, так же, как и человек, после дневной работы должен умыться. Поэтому на ночь возле углей ставили кувшин с чистой водой. И как ни боролся католицизм с Габией, ему так и не удавалось переубедить литовцев. Поэтому-то Католическая церковь была вынуждена придумать Св. Агату, которая «переняла» функцию языческой Габии.

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:08

Святая Агата (Агафья, Агафия; , одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых. Имя Агаты включено в канон мессы римского и амвросианского обрядов, что доказывает древность почитания святой. Имя святой Агаты упоминается в мартирологе Иеронима (лат.  Martyrologium Hieronymianum, середина V века). Святой Агате посвящён древний гимн, приписываемый папе Дамасию. Существуют свидетельства, что папа Симмах построил в честь святой Агаты храм в пригороде Рима, в частности, он упомянут в письмах папы Григория Великого.

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:08

Второразрядные боги

В летописях встречается большое количество и других богов с описанием их функций, но с чрезвычайно скудной информацией. К тому же авторами трудов о богах литовцев в средневековье являлись иностранцы, не знающие литовского языка. Имена богов получали порой нелитовское звучание и несвойственные им особенности. Однако мы можем основываться только на эти источники — других нет.

Бог КОВАС. С его именем древние литовцы шли в военный поход. Молитву ему возносили, сидя на лошадях, в латах, с оружием. Ковасу жертвовали чёрного коня и чёрного петуха, а также сжигали на костре пленных.

Богом здоровья и родов был АУШАУТАС, а пастухов – ГАНИКЛИС, которому на жертвенный камень клали яички кастрированных коней, быков, козлов.

Бог КЯЛЮКАС хранил странников, перед дорогой они одевались и, взяв в руки палки, забивали белых кур. Дескать, чтобы путешествие было удачным.

Богиня МИЛДА по воздуху ездила на повозке, запряжённой белыми голубями, олицетворялась с женской любовью и свободой. То есть была наподобие греческой Афродиты и римской Венеры.

В 1840 году в подземельях горы Гядиминаса и в 1782 году в Каунасе, в стене дома ксёндза Пранцкявичюса, построенного до 1400 года, найдены статуэтки обнаженной женщины — их можно считать образом Милды. Её месяц — апрель, сторонников богини называли милдаунинкасами, жрецы располагали лекарствами, которые возбуждали или гасили любовную страсть, а её крылатый сын отравлял сердца людей любовным ядом)

Кстати, как предполагается, храм Милды находился в Вильнюсе, на Замковой горе, где сейчас стоят Три Креста.

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:09

ЮНДА – богиня войны. Сохранилось название городка Юнкальнис возле Каунаса, где сливаются три речки. В преданиях говорится, что когда-то здесь находилась место жертвоприношения Юнде. А в летописи 1258 года говорится, что те литовцы, которые опоздали на поле битвы, взывали к богине войны Янде (Юнде).

Богиня НИЁЛЕ – владычица подземелья, в честь её устраивались пиры, а остатки пищи, чтобы ублажить Ниёле, закапывали в землю.

Богиней пчёл, а также медоносных растений, цветов была АУСТЕЯ. Пчёл считали святыми, божьими работниками. Деревья, на которых собирался рой, считались тоже святыми. Умершую пчелу закапывали в землю, то есть хоронили. Праздник в честь Аустеи устраивался в середине августа, освящали растения, приносящие нектар, жертвовали мёд. (августовское полнолуние? медовое)

Аустея в литовской мифологии — богиня пчел, семейной плодовитости, покровительница невест и беременных женщин. Аустея охраняла пчел, растительность, и цветы, с которых пчелы собирали мед, и материал для сот. Культ Аустеи, наряду с пчеловодством, существует уже много веков.

Название Аустея, вероятно, связано со словами «ткачиха», «сотканный», то есть летать быстро, то там то сям бегать, плести, собирать мёд, плести соты, которые пчелы загружают мёдом и выращивают расплод. — «Сидит девица в тёмной темнице, вяжет узор, ни петлёй, ни узлом».

Дружба (владение простыми пчелами) считалась священной вещью, благословленной богиней Аустеей. Обычно это длилось до тех пор, пока один из друзей не умирал. Дружеские отношения были крепкими и прочными, они проявлялись во взаимной поддержке, искренности, доверии. В глубокой древности друзья пчеловоды (bičiuliai) были самыми ярыми поклонниками богини Аустеи.

Друзьям приходилось навещать друг друга время от времени, особенно весной, когда им нужно было осматривать пчел. Во время посещения он был почётным гостем, его усаживали за столом на самое почетное место, угощали, проводили обряды посвященные богине Аустее.

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:09

Бичюлисте (в переводе с литовского языка на русский «bi?iulis» – «товарищ, приятель».) – это совместное держание пчёл, оно считалось святым делом, благословенным самой Аустеей. Отношения среди «бичюлисов» отличались стойкостью, сердечностью и верностью, после смерти одного из них «бичюлисте» («товарищество») распадалось.
Похожее относится и к одной из функций богини Žvėrūna -medeina .Это богиня главного пантеона и покровительство бортничеству .видимо связано с отнесением этого способа пчеловодства к лесам и одному из видов охоты. Это почитание относилось преимущественно к воинам и военному/охотничьему  братству , существовало однако и другое «братство», полагалось, что его члены являются также пасечниками — товарищами,  теми кто держал пчел в древесинах- бортнях (старый литовский институт отношений, где дружба основана не на кровяных связях, но на общем владении пчелами, разделенными между собственниками). Такой же институт родства был и в Беларуси и на Украине, причем совладельцы пчел старались и браки заключать внутри сообщества.Пчела, пчелы, улей, мед
Литовцы не называют группу пчел, живущих вместе, роем. Они используют вполне человеческое определение «семья» (šeimas).В литовском языке существуют разные слова для смерти человека и смерти животного — так вот, к пчелам (и только к пчелам) применяется человеческое.

И если вы хотите сказать своему новому литовскому знакомому, какой он хороший друг, то употребите литовский эквивалент английского слова mate («дружище», «братан» ) — bičiulis. Это слово образовано от bitė — «пчела». Похоже, в Литве пчела — это верный друг, а верный друг — как пчела.

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:10

Далея Сенвайтите, профессор культурной антропологии Университета Витаутаса Великого. скептически отнеслась к моей теории обожествления пчел, отметив, что, хотя богиня-покровительница пчел Аустея могла существовать у местных язычников, упоминается она всего в одном источнике — книге XVI века о традиционных литовских верованиях, написанной польским историком.

Скорее всего, сказала Сенвайтите,  «пчелиные» ссылки в языке отражают важность пчеловодства для  Литвы, которое в все времена, по ее словам, подчинялось строгим правилам и законам.
Я спросил Далю Сенвайтите о слове gyvatė. Он означает «змея», но имеет один корень с gyvybė («жизнь»).

В Литве издавна считали ужа священным животным, символом плодородия и удачи, учитывая его способность менять кожу. И в этом случае Сенвайтите согласна со мной — это не просто совпадение.

Литовский язык мог сыграть свою роль в сохранении традиций народа и иным способом.

После того как великий князь Ягайло в 1386 году взошел на польский трон, литовское дворянство стало не только переходить в католицизм, но и учить польский язык. Между тем, литовские крестьяне не спешили становиться католиками — во многом потому, что службы велись на непонятной им латыни, а заезжие проповедники говорили по-польски. Но и когда христианство полностью утвердилось в Литве, местные жители не отказались от своих языческих традиций.

И сотни лет спустя после официального принятия христианства на этой земле путешественники рассказывали, как люди здесь оставляли тарелки с молоком для ужей — в надежде, что благодарные животные принесут удачу общине. Ах, я и теперь выставляю молоко )
Молились ли древние литовцы богине пчел Аустее или нет, ее присутствие в культуре страны ощущается до сих пор. Имя Аустея постоянно входит в число десяти самых популярных имен девочек в Литве.

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:10

Бог РАГУТИС опекал пивоваров, пиво и мёд. Скорее всего, его имя произошло от литовского слова ragas — рог, поскольку пиво пили раньше из полых рогов туров, которые водились в Литве ещё за 7 веков до нашей эры. Найдены многочисленные статуэтки, изображающие человеческие — мужские и женские — фигурки с рогами в руках или на головах, скорее всего, это и есть бог Рагутис и его жена Рагутене. Эту божественную пару во время обряда открывания бочки с пивом чествовала вся семья, а «обрядным» пивом обносили всех соседей, ему же, похоже, жертвовали и цыплят. Богу РАУГЖЯМЕПАТИСУ жертвовали первый ковш пива или мёда.

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:11

Боги и духи воды

Вода во все времена года «требовала» множество человеческих жизней, её боялись и боготворили. Души утопленников древние лужитенай (на их территории жили балтийские племена) называли Никуми. Запрещалось плевать в воду, поскольку оплёвывалось «лицо и глаза «бога.

Живущие возле реки Мяркис (Мяркине) верили, что загрязняющий и плюющий в воду человек после смерти должен такую же пить, а людей, не уважающих воду, она топила. Литовцы чествовали бога УПИНИСА (up? – река), во власти которого находились реки, ему жертвовали белую свинью, чтобы вода была прозрачная.

«Водяных» богов чаще всего называли ДИЕДУКАСАМИ. Древние люди верили, что в каждой реке или озере живёт отдельный бог, поскольку вода там разная. Если человеку было суждено утонуть, значит, его утопил «местный» Диедукас.

Живущие возле Расяйняй верили, что водяные боги живут в прекрасных дворцах в центре озера, а выйдя из воды, превращаются в ужей. В озере Стракбалес жил некий СТРЮКИС, засыпающий только раз в году на праздник Йонинес, в рыбаков он стрелял из большого лука и топил их лодки.

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Совсем немного о литовской мифологии Empty Re: Совсем немного о литовской мифологии

Сообщение автор NeMeZiDa Вс 19 Янв 2020, 05:12

Божок ДИВИТИС опекал моряков и рыбаков. Даже в середине XIX века перед выходом в море рыбаки возносили молитвы Дивитису, чтобы он не позволял мутить воду и оберегал лодки.

И, конечно же, нельзя не упомянуть об УНДИНЕ («русалке» по-русски). Кстати, у древних литовцев «vanduo», то есть «вода», называлась «undinis». Чаще всего «ундин» изображали обнажёнными, иногда в белых одеждах, с длинными волосами, с коронами или венком из цветов на голове. Они жили в морях, озерах, реках и представляли опасность для молодых и красивых юношей: в лунную ночь выходили из воды, резвились на лугах, танцевали, своими песнями совращали их, а потом душили и затаскивали на дно.

Рыбаки же, чтобы откупиться от ундин, раз в году жертвовали им по одной рыбине.

К сожалению, многое осталось недосказанным: у литовцев существовал невероятно интереснейший сонм ведьм, колдуний, домовых, жрецов, ясновидящих, идолов, жертвенников, богинь воздуха и даже духов, охраняющих клады.

 по материалам :Вольдемар ДОБУЖИНСКИЙ,
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
 Norbertas Vėlius. Baltų religijos ir mitologijos šaltiniai. I t. — Mokslo ir enciklopedijų leidykla, 1996.
New outlook for Žvėrūna-Medeina
Medeina. Tarybų Lietuvos enciklopedija, T. 3 (Masaitis-Simno). V.: Vyriausioji enciklopedijų redakcija, 1987., 32 psl.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
NeMeZiDa

NeMeZiDa

Сообщения : 49233
Репутация : 1251
Дата регистрации : 2016-05-01
Откуда : Москва

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения