Дороги Магии
Дороги Магии
Доброго времени суток, путник!

Мы рады вас приветствовать на форуме "Дороги Магии"!

К сожалению, гостям видны не все материалы нашего форума "Дороги Магии".
Поэтому предлагаем зарегистрироваться, после этого вам станут доступны скрытые разделы форума.

Для полноценного использования форума войдите в профиль пользователя или зарегистрируйтесь.

ИСКУССТВО ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

ИСКУССТВО ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ Empty ИСКУССТВО ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ

Сообщение автор Veleslava Ср 21 Июн 2017, 07:40

ИСКУССТВО ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ

Художественное наследие древних кельтов нельзя назвать многочисленным, потому что в хорошем состоянии сохранились в основном изделия из благородных металлов, золота, серебра и бронзы. Многие предметы из дерева, железа, кожи и ткани исчезли. То, что пощадило время, было разрушено человеком: в спешке зарыто без надежды когда-нибудь отыскать вновь или украдено и использовано для украшения зала какого-нибудь лорда или монастырского алтаря. Некоторые изделия похищены, сломаны или разделены между членами шайки грабителей в качестве трофеев; другие были расплавлены и исчезли навеки в слитке металла. Но то, что до нас дошло, представляет неоспоримую художественную ценность и проливает свет на особенности цивилизации кельтов — варварского племени, до сих пор во многом остающегося для нас загадкой.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Археологи и историки считают, что впервые кельтское искусство появилось в области Среднего Рейна, распространившись позднее до Верхнего Дуная и Марны (Вальдальгесхейм). Сфера его распространения расширялась постепенно и в один отдельный момент времени никогда не охватывала всей территории, населенной кельтами. Так, многие шедевры кельтского искусства изготовлены на Британских островах в I в. до н.э. — 1в. н.э., после того как кельты утратили контроль над своими континентальными владениями. В Ирландии, вне пределов досягаемости римских войск, оно сохранилось и после ухода римлян и в VII в. вдохновило художественное возрождение в Нортумбрии.
 Ян Филип выделяет в кельтском искусстве несколько стилей: ранний латенский (V в. до н.э.), зрелый латенский (вальдальгесхеймский) стиль (со второй половины IV в. до н.э.), пластический стиль и стиль мечей (II в. до н.э.), островное кельтское искусство.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Довольно часто кельтское искусство в целом называют латенским. Но, по мнению Фрэнка Делани, такая трактовка термина ведет к заблуждению. Латенское искусство — это расцвет художественной культуры кельтов. А в плане хронологии нельзя обойтись без галыитатской культуры, в которой "несмотря на ее внешнюю неброскость " таятся корни кельтского искусства. И латен, и галльштат, и следующие за ними периоды "отражают поступательное развитие кельтской цивилизации не менее наглядно, чем любые письменные свидетельства, которые могли бы оставить кельты, имей они развитую письменность" [Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989., с. 114].
Ранний латенский стиль основывается отчасти на италико-этрусских образцах, отчасти на более отдаленных элементах: греческих, даже ирано-персидских и центрально-азиатских. Важными факторами его развития были склонность к блеску кельтской аристократии, а также поступление по Роне или через альпийские перевалы классических образцов, особенно бронзовых кувшинов и других атрибутов нового винопития.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Однако корни кельтского искусства уходят в первобытную зависимость человека от природы. Ранние мотивы обнаруживают большое постоянство узора, геометрических изломанных форм, правильных кругов; завитки, ромбы, S-образные спирали и повторяющиеся перекрестно-заштрихованные узоры — естественный способ украшения гончарной посуды. Извилистые линии кельтские мастера сочетали с определенными растительными элементами, пришедшими с юга — листьями пальмы, цветами лотоса, вьюнка. Иногда они шли параллельно друг другу, иногда переплетались, образуя единый декоративный ряд, или же два S-образных элемента соединялись в основной лирообразный мотив. Лира и пальмовые листья представляют собой постоянно встречающийся и типичный мотив древнекельтского искусства. На протяжении долгих лет они использовались для украшения ножен и мечей и гончарных изделий. При этом применялись штамповка или гравировка.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Позднее появляются конкретные образы небольших существ (в том числе фантастических): лебеди, утки, лошади, коза, сфинкс, лев, олень и др., что объясняется влиянием скифов. Уже к концу V в. до н.э. в кельтском искусстве широко распространяется мотив человеческой маски, иногда увенчанный элементом, напоминающим корону из листьев. Эти маски появляются на небольших изделиях с выпуклым узором из золота и бронзы, среди них — бронзовых блюдах, сосудах для еды и питья, деталях конской упряжи и др. Мотив маски несомненно имеет средиземноморское происхождение и претерпел существенное развитие в кельтском искусстве: начиная с масок, передающими утрированную мимику, и заканчивая масками с намного более спокойным выражением лица. Так, золотой торквес из княжеского захоронения в Райнхайме (Reinheim) имеет концы в виде человеческих голов и масок льва, а на богато украшенном браслете обнаруживается мотив крылатой фигуры.
Наибольшее количество таких ювелирных изделий было найдено в Южной Греции, Франции и Бельгии, они встречаются также в Богемии и Австрии. Это - украшенные масками броши, напоминающие по своей конструкции северо-итальянские. Их главная отличительная особенность — человеческие и животные маски, выполненные реалистично или же в столь фантастическом облике, что трудно определить, животное это или человек. Высокой художественной ценностью отличаются броши, найденные в Чехословакии. К концу III в. до н.э. по всему кельтскому миру были распространены художественно выполненные золотые торквесы. Их отливали из драгоценного металла или брали какой-нибудь другой металл в качестве сердечника, или же изготовляли в виде полой трубки. На одних орнамент изрядно истерся, другие были положены в могильник вскоре после изготовления.
 
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Veleslava

Veleslava

Сообщения : 8085
Репутация : 146
Дата регистрации : 2016-02-26
Возраст : 69
Откуда : Россия

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ИСКУССТВО ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ Empty Re: ИСКУССТВО ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ

Сообщение автор Veleslava Ср 21 Июн 2017, 07:41

Еще один отличительный признак кельтского искусства — отход от строгой симметрии, которая господствовала в искусстве гальштата. Для смелого криволинейного латенского стиля в плоскостных изображениях и в пластике характерно оставляющее глубокое впечатление стирание граней между реальным и абстрактным и удивительное чувство равновесия при всей асимметричности [Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989., с. 113].
Делани замечает, что "красочная роскошь украшения, тенденция занять орнаментом каждый миллиметр поверхности, экскурсы в абстрактное, — все это предполагает неистовое, безудержное, прихотливое художественное воображение. Но ничуть не бывало. Кельтское искусство соединяет в себе темное и бесхитростное с обильным и упрощенным: прежде всего, оно отражает мир природы. Подобно самой природе, кельтское искусство ненавидит прямую линию, и все, подмеченное в живой природе — деревьях, растениях, воде, земле — претворяется им в абстрактную неопределенность. Кельтский художник творит в атмосфере счастья или юмора, или практичности, или красоты и никогда не относится к себе слишком серьезно, не пытается воссоздать точный живописный образ" [Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989., с. 13].
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Наиболее яркими образцами раннего кельтского искусства являются ножны из Гальштата (IV в. до н.э.) и бронзовые кувшины из Бас-Йютса (Франция), датируемые V—IV вв. до н.э. Они не только яркие, но и типичные образцы искусства древних кельтов, поэтому остановимся на них подробнее.
На ножнах из зальцкаммерготского захоронения, длина которых составляет примерно 1 м, воспроизведены выразительные сценки из жизни кельтов. Одни заняты борьбой, другие—беседой. Центральной является сценка, изображающая кельтских воинов, отправившихся в поход, о чем свидетельствуют их щиты, каждый из которых имеет свой собственный орнамент, копья, шлемы. Специально обученные боевые кони топчут поверженных врагов. Сценки разделяются полосками типично кельтского орнамента — S-образные линии, обрамленные штриховкой, или переплетающиеся ломаные линии, образующие ромбовидный узор. Художник выписывает мельчайшие детали снаряжения, одежды, используя при этом элементы орнамента в изображении конкретных фигур: завитки на крупе лошадей, орнамент щитов, ободок колеса; круги наподобие щитов, расположенные над колесами и под ними явно с декоративной целью. Несмотря на схематичность изображения в каждой фигуре ощущается индивидуальность, порой комическая. Вообще автору этих ножен нельзя отказать в изобретательности и чувстве юмора. Так, борцов он помещает в месте сужения ножен, предопределяя тем самым их позу. А если приглядеться внимательно, можно разглядеть кабана, который, с одной стороны, как бы оттаскивает за штаны одерживающего верх, а с другой — сливается с завитками орнамента, как и хвост одной из лошадей.
 
Бас-йютские кувшины, выполненные из богато инкрустированной бронзы, — образец исконно кельтского искусства, но их узор и форма свидетельствуют о влиянии культуры Древней Греции, Рима и Ближнего Востока. Они позволяют увидеть в кельтах "зрелый цивилизованный народ, готовый противопоставить влиянию извне свою собственную региональную, социально-культурную среду, знающий о других культурах, способный подмечать особенности тех, с кем ведет торговлю". Детали кувшинов позволяют понять, как развивалось кельтское искусство.
 
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Очень образно и наглядно описывает эти кувшины Фрэнк Делани. На длинном носике кувшина можно различить забавную фигурку уточки с "выпуклыми глазками из коралла", которую как бы "подталкивает вперед" струйка — его волнистая поверхность. Уточка плывет и не знает, что ее "преследуют экзотические звери". Один из них, похожий то ли на собаку, то ли на волка, образует ручку кувшина. В зубах он "держит цепочку, за которую поднимается крышка". Нижняя часть ручки выполнена в виде маски — еще один типичный для кельтского искусства элемент.
"Спирали на сочленениях животного напоминают завитки на крупе лошадей, украшающих гальштатские ножны".
"Возможно, эти кувшины украшали стол европейского кельтского вождя. Большая часть эмали на ручках стерлась, хотя анализ показал, что если их смочить водой, они вновь приобретут насыщенный красный цвет". Общий вид кувшинов отличается легкостью и изяществом.
 
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Veleslava

Veleslava

Сообщения : 8085
Репутация : 146
Дата регистрации : 2016-02-26
Возраст : 69
Откуда : Россия

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ИСКУССТВО ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ Empty Re: ИСКУССТВО ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ

Сообщение автор Veleslava Ср 21 Июн 2017, 07:41

Криволинейный орнамент, средиземноморское влияние, "вольный дух мастера, не боящегося использовать игривые формы при выборе декора, который в свою очередь является производным от естественных животных и растительных форм, что ведет к созданию нереального и сюрреального, выдуманного, абстрактного образа". "Тонко чувствующий богатство цветовой гаммы, готовый экспериментировать с разными материалами, их создатель не испытал сковывающего влияния интеллектуальных размышлений, религиозных идей или глубины символов."
Эти сосуды свидетельствуют еще об одном важном новшестве: кельтский художник позволяет себе оставлять большую часть поверхности без орнамента, что раньше встречалось довольно редко [Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989., с. 120].
Следует отметить то особое место, которое занимали мастера, работающие с металлами. Кельты наделяли их почти сверхъестественными способностями. "В мире, где естественное уживается со сверхъестественным, такой умелец, как и друид, выполнял роль, предполагающую наличие мистических свойств. Власть такого ремесленника проистекала из его видимых талантов и их абстрактных, часто таинственных результатов" [Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989., с. 117]. А художественные изделия из металла—сосуды, ковши, бокалы, равно как и оружие, шлемы, броня — служили предметом гордости и отличия для кельтской аристократии. Столь изысканные, исполненные вкуса и роскоши изделия свидетельствовали о благосостоянии и социальном положении хозяина тому, кого усаживали за стол или с кем встречались в бою. Нередко они становились и предметом зависти. И даже отправляясь в путешествие, кельтский вождь включал в свою свиту мастера по металлу, что поднимало авторитет этого вождя в глазах равных и позволяло пользоваться услугами мастера для поддержания своего престижа. "Верхом на коне, в сопровождении своего героя, кельтский король черпал гордость, силу духа и адреналин в красоте своего оружия: оружие отражало его статус, возбуждало в нем мужество, отличало его от всех других вождей" [Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989., с. 121].
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Не позднее второй половины V в. до н.э. в населенных пунктах, где располагаются ставки кельтских вождей, возникают местные художественные и ремесленные мастерские. В них работают местные ремесленники, которые сочетают знание местных образцов и мотивов с самобытным талантом и мастерством и, отталкиваясь от зарубежных образцов, создают оригинальные "личностные орнаменты". В III в. до н.э. наступил явный кризис искусства и ремесел. В результате изменения экономических и политических условий искусство, призванное украшать княжеские палаты и залы вождей, несколько отошло на задний план, уступив место искусству и ремеслу "промышленному", обслуживающему гораздо более широкий круг клиентов. Постоянно повышая свою производительность, кельтские ремесленники снабжали различные группы кельтского населения брошами и заколками, изделиями серийного производства, претерпевающими изменения в конструкции и форме в зависимости от моды: от образцов со съемной ножкой до изделий с ножкой, прикрепляемой к дуге.
Широкое распространение получает искусство художественной эмали. Эмалевые инкрустации украшают самые различные предметы: щиты воинов и шкатулки для драгоценностей, конную сбрую и различные броши, пряжки, браслеты, мечи и пояса.
С середины II в. растет популярность стеклянных запястий, украшенных рельефным узором и цветной нарезкой по стеклу, ножных браслетов и цветных бус.
 
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
 
Хорошо выполненные орнаменты по бронзе находили более широкий круг потребителей и не только среди кельтов. Более же тонкие украшения и боевое снаряжение по-прежнему изготовлялись для правящего класса, но уже не так сильно отличались от изделий массового спроса.
Что касается стиля, то это массовое производство предпочитает рельефные формы, и во II в. до н.э. пластический стиль получил широкое распространение. Вместо двухмерного орнамента брали трехмерный рельеф, который часто дополнялся тонкой гравировкой по поверхности.
Хотя по своему происхождению такой рельеф древнее, "расцветает" он с конца III в. в браслетах и запястьях, богато украшенных S-образным и змеевидным орнаментом и отдельными полусферами, в браслетах с узором из листьев и вьюнков или розеток, в кольцах с имитирующим кружево орнаментом, в пластически разработанных торквесах и брошах. Материалом для изготовления таких изделий служила главным образом бронза, а позже — железо, изготовление брошей и браслетов из которого в то время впервые достигло очень высокого художественного мастерства. У западно-континентальных кельтов пластический стиль прослеживается не только в бронзовых ювелирных изделиях, но и в великолепных золотых украшениях с орнаментом из разнообразных змеевидных завитков и других пластических форм.
Примерно в это же время получает распространение "стиль меча", который так назвали по прекрасно разработанным и великолепно выполненным ножнам, украшенным по лицевой стороне вдавленным или выпуклым узором с растительными и животными мотивами, иногда с идущим по диагонали орнаментом. Такие ножны встречаются от Карпат на востоке до Швейцарии на западе, где археологи познакомились с ними в самом местечке Латен и где они датируются рубежом II—I вв. до н.э.

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Veleslava

Veleslava

Сообщения : 8085
Репутация : 146
Дата регистрации : 2016-02-26
Возраст : 69
Откуда : Россия

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

ИСКУССТВО ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ Empty Re: ИСКУССТВО ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ

Сообщение автор Veleslava Ср 21 Июн 2017, 07:43

В поздний латенский период, особенно у западно-континентальных кельтов, начинается ощутимый упадок в художественном творчестве кельтов, определенное обеднение его, если за точку отсчета брать периоды становления и раннего развития кельтского искусства. Выживают лишь немногие художественно-ремесленные мастерские, работающие на определенного заказчика и специализирующиеся на изготовлении личных украшений с дырчатым узором (территория современной Венгрии), встречается поздний масковый декор, типа обнаруженного в Моравии, художественно выполненные культовые котлы или другие изделия, имеющие культовый характер. Однако ведущее положение занимало производство изделий более доступных по своей цене.
Некоторый выход творческая изобретательность кельтов находит в монетопечатании. Монета позволяет кельтскому художнику дать абстрактное представление изображения головы, оставляя лишь контуры, на основе которых глаз зрителя может строить по своему желанию любой образ. "Но что самое главное — любой художественный образ явно зависит от того напряжения, которое создается его "соседями" (т.е. образ проявляет себя в сочетании со всеми остальными элементами узора) [Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989., с. 113].
Вместе с тем Фрэнк Делани постоянно подчеркивает "абсолютное соответствие формы и функции" у кельтов. Причем, "художник определяет" красоту, но "никогда не доминирует" над ней и "творит произведение искусства, сообразуясь с его практическим назначением" [Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989., с. 116]. На протяжении веков кельтские художники "сохраняют свою уникальность, вытекающую из этого слияния красоты с практичностью" [Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989., с. 116]. Все это нетрудно заметить, если вернуться к уже рассмотренным произведениям искусства.
Некоторые исследователи отмечают совершенно индивидуальный характер кельтского искусства на Британских островах. Возможно, это объясняется тем, что оно расцветает в то время, когда на континенте кельтское искусство уже прошло свой зенит и вошло в фазу массового производства изделий среднего качества. Раннюю фазу островного кельтского искусства можно отнести к середине III в. до н.э., когда группы кельтских воинов из горных районов провинции Шампань и со среднего течения Рейна захватили часть Англии (главным образом меловые холмы на юге) и поселились среди местного населения. Именно они принесли с собой окончательно сложившееся латенское искусство с элементами вальдальгесхеймского стиля.
Современные британские музеи гордятся своими великолепными коллекциями кельтского искусства, большая часть которых представлена изделиями местного производства. Местные ремесленники сочетали высокое техническое мастерство с оригинальным даром составления узоров, которые отличались своеобразием и утонченностью. Так, свободный рельефный орнамент соединялся с линейным углубленным, в нем использовались пальмовые листья, спирали, вьюнки и мотивы лир, стилизованные и схематизированные согласно канонам позднего латена.
Многие находки были обнаружены в руслах рек и высохших торфяниках, что позволяет предположить преподнесение их в дар местным божествам. Среди этих находок чаще всего встречается боевое снаряжение воинов, упряжь и металлическое украшение колесниц. Это не удивительно, если учесть, что окруженные многочисленными врагами кельты нуждались в покровительстве богов и богинь войны.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Среди наиболее ярких образцов кельтского искусства Британии можно выделить щит из Батгерси (Battersea), датируемый I в. до н.э. — I в. н.э., и знаменитый рогатый шлем из реки Темзы около моста Ватерлоо (работа школы "Долина Темзы" _' Thames Valley' — вторая половина I в. до н.э.).
Кельтский щит из Баттерси длиной 77 см выполнен из бронзы с покрытыми эмалью накладными пластинами, прикрепленными к щиту 24 заклепками. Каждая из трех пластин украшена девятью медальонами, инкрустированными красной эмалью. Каждый медальон вставлен в круглую бронзовую рамку, которую предположительно украшала свастика, выпуклость в центре щита, выступающая над поверхностью, также украшена медальоном. И работа в целом кажется настолько роскошной и изящной с этими переливающимися эмалевыми вставками и сверкающим бронзовым орнаментом, что можно усомниться, предназначался ли он вообще для боя [Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989., с. 121].
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]По сравнению с ним шлем, украшенный более тонким рельефом с эмалевыми инкрустациями, напоминает о работах более раннего стиля островного искусства кельтов. Отличительной чертой его является строгая симметрия как по горизонтали, так и по вертикали.
Немалое влияние на кельтское искусство Британии оказало нашествие племен белгов с северо-востока Галлии на юго-восток Британии (75 г. до н.э.). Видимо, их вожди привели вместе с собой выдающихся художников, т.к. именно из земель, завоеванных белгами, или непосредственно из их захоронений пришло много изящнейших предметов искусства. Влиянию белгов приписывается более реалистичное моделирование животных мотивов и расцвет искусства эмали. В качестве примера можно привести торквес из электрона (природного золота с большим содержанием серебра), найденный в Норфолке (Norfolk).
В это же время широкое распространение получила мода на металлические зеркала с богатым выгравированным орнаментом. Поэтому можно говорить об особом "зеркальном" стиле.
Более подробные изображения предметов кельтского искусства можно посмотреть в галерее на портале Celtica.ru

___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Veleslava

Veleslava

Сообщения : 8085
Репутация : 146
Дата регистрации : 2016-02-26
Возраст : 69
Откуда : Россия

https://mirmagiirun.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения