Боги древних германцев: Эксомна (Exomna)
Страница 1 из 1 • Поделиться
Боги древних германцев: Эксомна (Exomna)
Эксомна (Exomna)
Exomna - латинское наименование богини, единственная посвятительная надпись которой найдена на территории батавов, германского племени, жившего в совр. Нидерландах (т.е. рядом с фризами). Согласно Тациту батавы принадлежали к хаттам, одному из крупнейших племенных союзов рейно-везерских германцев. В период обитания в районе верхнего течения реки Везер или области между реками верхним Эмсом и Липпе батавы из-за внутренних неурядиц отелились от хаттов и переселились, предположительно, в пятидесятом году до нашей эры в дельту реки Рейн. Однако к тому времени они уже были покорены римлянами около 38 лет (это произошло в 12г.н.э.), так что латинизированное имя богини у "младших союзников" удивления не вызывает.
Однако у исследователей имеются серьёзные сомнения, была ли богиня покровительницей германцев или же кельтов. Дело в том, что посвятительная надпись на латыни гласит:
Deae Exomnae Annius Vitalis v (otum) s (olvit) L (ibens) m (erito) - Богине Эксомне Анниус Виталис охотно и по заслугам во исполнение клятвы (стандартная формула посвящений в римских гарнизонах первых веков н.э.).
Как и в случае с именем кельтского бога Cernunos-Рогатый, дошедшее до нас имя богини, по сути, является эпитетом и означает Бесстрашная (ex(s) - obnos> omnos). При этом известно близкое древнеирландское прилагательное essamain (бесстрашный) и, по крайней мере часть исследователей считает богиню принадлежащей пантеону кельтских племён (часть имени посвятителя - Аний - может быть кельтской, Виталис же - имя латинское). Тогда присутствие вотивной надписи на германской территории связано либо с тесными контактами племён, либо с военной службой кельтов здесь.
Если же считать Эксомну именно германским божеством, вновь, как и для Бодухенны-Матери Битвы, не ясно, хейти ли это знакомой нам общегерманской богини или перед нами упоминание Матери батавов, дисы отдельного племени.
О вере батавов в целом мы также знаем весьма немногое.
Тацит, рассказывая о восстании племени под предводительством вождя Цивилиса (Гая Юлия Цивилиса - не только богов римляне переименовывали на свой лад) в 70г., пишет в "Истории", кн. IV, 14—15:
Цивилис пригласил в священную рощу знатных людей своего племени и самых решительных из простонародья, якобы для того, чтобы угостить их ужином. Когда под влиянием веселого ночного пира страсти их разгорелись, он начал говорить, — сперва повел речь о славе своего племени, потом об оскорблениях и насилиях, которые приходится сносить батавам под властью Рима. (...)
Собравшиеся слушали Цивилиса с большим сочувствием, и он тут же связал их обрядами и заклятиями, полагающимися у варваров в таких случаях.
(c)
Давали батавы и обеты в очень знакомой форме. Тацит, "История", IV, 61:
Цивилис, который, по принятому у варваров обычаю, выступая против римлян, дал обет не стричь волосы, пока не добьется победы, снял, наконец, свою крашеную в рыжий цвет гриву, падавшую ему на лицо и на грудь.
(c)
Священные рощи, сакральные совместные пиры (вряд ли там не имело место жертвоприношение!), клятвы и обеты...Вероятно, все эти общегерманские элементы присутствовали и в культе Бесстрашной - с учётом самого допущения её "германской природы", разумеется.
Exomna - латинское наименование богини, единственная посвятительная надпись которой найдена на территории батавов, германского племени, жившего в совр. Нидерландах (т.е. рядом с фризами). Согласно Тациту батавы принадлежали к хаттам, одному из крупнейших племенных союзов рейно-везерских германцев. В период обитания в районе верхнего течения реки Везер или области между реками верхним Эмсом и Липпе батавы из-за внутренних неурядиц отелились от хаттов и переселились, предположительно, в пятидесятом году до нашей эры в дельту реки Рейн. Однако к тому времени они уже были покорены римлянами около 38 лет (это произошло в 12г.н.э.), так что латинизированное имя богини у "младших союзников" удивления не вызывает.
Однако у исследователей имеются серьёзные сомнения, была ли богиня покровительницей германцев или же кельтов. Дело в том, что посвятительная надпись на латыни гласит:
Deae Exomnae Annius Vitalis v (otum) s (olvit) L (ibens) m (erito) - Богине Эксомне Анниус Виталис охотно и по заслугам во исполнение клятвы (стандартная формула посвящений в римских гарнизонах первых веков н.э.).
Как и в случае с именем кельтского бога Cernunos-Рогатый, дошедшее до нас имя богини, по сути, является эпитетом и означает Бесстрашная (ex(s) - obnos> omnos). При этом известно близкое древнеирландское прилагательное essamain (бесстрашный) и, по крайней мере часть исследователей считает богиню принадлежащей пантеону кельтских племён (часть имени посвятителя - Аний - может быть кельтской, Виталис же - имя латинское). Тогда присутствие вотивной надписи на германской территории связано либо с тесными контактами племён, либо с военной службой кельтов здесь.
Если же считать Эксомну именно германским божеством, вновь, как и для Бодухенны-Матери Битвы, не ясно, хейти ли это знакомой нам общегерманской богини или перед нами упоминание Матери батавов, дисы отдельного племени.
О вере батавов в целом мы также знаем весьма немногое.
Тацит, рассказывая о восстании племени под предводительством вождя Цивилиса (Гая Юлия Цивилиса - не только богов римляне переименовывали на свой лад) в 70г., пишет в "Истории", кн. IV, 14—15:
Цивилис пригласил в священную рощу знатных людей своего племени и самых решительных из простонародья, якобы для того, чтобы угостить их ужином. Когда под влиянием веселого ночного пира страсти их разгорелись, он начал говорить, — сперва повел речь о славе своего племени, потом об оскорблениях и насилиях, которые приходится сносить батавам под властью Рима. (...)
Собравшиеся слушали Цивилиса с большим сочувствием, и он тут же связал их обрядами и заклятиями, полагающимися у варваров в таких случаях.
(c)
Давали батавы и обеты в очень знакомой форме. Тацит, "История", IV, 61:
Цивилис, который, по принятому у варваров обычаю, выступая против римлян, дал обет не стричь волосы, пока не добьется победы, снял, наконец, свою крашеную в рыжий цвет гриву, падавшую ему на лицо и на грудь.
(c)
Священные рощи, сакральные совместные пиры (вряд ли там не имело место жертвоприношение!), клятвы и обеты...Вероятно, все эти общегерманские элементы присутствовали и в культе Бесстрашной - с учётом самого допущения её "германской природы", разумеется.
___________________________________________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дорогу осилит идущий...
Похожие темы
» Боги древних германцев: Бадухенна (Baduhenna)
» Боги древних германцев: Эпона (Epona)
» Боги древних германцев: О Foste и боге Фосите
» Религия древних германцев
» Боги Индии: разнообразие древних божеств индуизма
» Боги древних германцев: Эпона (Epona)
» Боги древних германцев: О Foste и боге Фосите
» Религия древних германцев
» Боги Индии: разнообразие древних божеств индуизма
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения